Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Задача 1 (с примером разбора)

Для предупреждения высотной болезни применяют кислые продукты и лимонную кислоту. Каково патогенетическое обоснование их применения?

Ответ:

1. Экзогенная гипоксия

2. В ответ на снижение кислорода в крови развивается компенсаторная гипервентиляция, что ведет к формированию гипокапнии. При снижении содержания углекислого газа в крови развивается газовый алкалоз из-за изменения работы гидрокарбонатного буфера.

3. Более целесообразно применение кислорода с целью предупреждения гипервентиляции.

 

Задача 2

У водолаза при быстром подъеме с глубины 500 м на поверхность возникла слабость в правой руке, левой ноге, головокружение, головная боль.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

 

Тема: Общая нозология. Реактивность и резистентность организма, их значение в патологии

Цель занятия: изучить основные вопросы, входящие в раздел «Общая нозология». Уметь определять основные категории и понятия общей нозологии; использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе типовых патологических процессов и/или форм патологии.

Задачи:

1. рассмотреть основные вопросы общей нозологии;

2. обучить принципам составления схем патогенеза;

3. изучить влияние реактивности и резистентности на развитие патологических процессов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие реактивности и резистентности как биологического явления.

После изучения темы: основные категории и понятия нозологии, этиологии, патогенеза, понятия реактивности и резистентности.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Общая нозология».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Понятие общей нозологии. Отличие нозологии от патологии.

2. Понятия причинности и детерминизма в этиологии.

3. Охарактеризуйте основные научные направления общей этиологии

4. В чем отличия индивидуальной и популяционной нормы?

5. От каких факторов зависит исход болезни?

6. Соотношение реактивности и резистентности.

7. Назовите причины наследственных форм патологии. Патогенез наследственных форм патологии. Классификация наследственных форм патологии.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля

1. Какое утверждение является верным?

4) реактивность не зависит от конституции организма

5) реактивность зависит от состояния нервной и эндокринной системы

6) реактивность не зависит от факторов внешней среды

7) реактивность и резистентность организма не зависят от состояния обмена веществ

8) реактивность организма не зависит от пола и возраста

 

2. Что является причиной болезни?

1) взаимодействие этиологического фактора и организма при наличии достаточных условий

2) фактор, вслед за действием которого последовала болезнь

3) фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни

4) фактор, без воздействия которого данная болезнь не может возникнуть

5) фактор, определяющий специфические особенности болезни

 

3. Какие из указанных утверждений являются правильными?

1) патологический процесс является основой любой болезни

2) один и тот же патологический процесс может быть вызван различными факторами

3) понятия патологический процесс и болезнь тождественны

4) один и тот же патологический процесс может быть компонентом различных болезней.

 

4. К типовым патологическим процессам относятся:

1) воспаление

2) ожог

3) лихорадка

4) гипоксия

5) уремия

 

5. Специфические черты болезни зависят от:

1) причины болезни

2) условий, способствующих развитию болезни

3) реактивности организма

 

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
1, 2, 4 1, 3, 4

 

4) Решить ситуационные задачи.

 

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Задача 1 (с примером разбора)

Недостаток поступления пищи в организм следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать.

Ответ: значительное снижение поступления пищи (голодание) может быть причиной развития алиментарной дистрофии, снижение поступления пищи может способствовать развитию других заболеваний (например туберкулеза).

 

Задача 2. Почему при высотной (горной) болезни может произойти остановка дыхания? Каковы принципы патогенетической терапии данной болезни? Для решения задачи нарисуйте цепь патогенеза высотной (горной) болезни. Как называется данный тип цепи патогенеза?

 

 

Тема: Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды

Цель занятия: Сформировать знания о факторах внешней и внутренней среды и роль в возникновении патологии.

Задачи:

1. рассмотреть патогенное действие факторов внешней и внутренней среды;

2. обучить принципам составления схем патогенеза;

3. изучить повреждающее действие физических, химических, биологических, социальных и психогенных факторов на организм.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие физических, химических, биологических, социальных и психогенных факторов.

После изучения темы: понятия болезнетворная причина и болезнетворные условия; этиология, патогенез и проявления алкоголизма, токсикомании, наркомании.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды».

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте повреждающее действие физических факторов.

2. Повреждающее действие механических воздействий, электрического тока, ионизирующих излучений, факторов космического полета.

3. Патогенное действие химических факторов: экзо- и эндогенные интоксикации.

4. Понятие алкоголизма, токсикомании, наркомании. Их виды, этиология, патогенез, проявления, последствия.

5. Охарактеризуйте болезнетворное влияние биологических факторов.

6. Перечислите психогенные патогенные факторы. Дайте характеристику ятрогенных болезней.

7. Какая роль социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека?

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля

1. Условия, усиливающие патогенное действие электрического тока на организм:

1) сухая кожа

2) влажная кожа

3) перегревание

4) наркоз

 

2. Формы лучевой болезни со 100% летальным исходом:

1) церебральная

2) желудочно-кишечная

3) костно-мозговая

4) токсемическая

 

3. Признаки, характерные для абстиненции при наркомании с выраженной зависимостью:

1) состояние психического комфорта

2) депрессия

3) отвращение к наркотику

4) выраженная астения

 

4. Радиочувствительными клетками, органами и тканями являются:

1) делящиеся клетки костного мозга

2) хрящевая ткань

3) ростковый слой кожи и слизистых оболочек

4) костная ткань

5) яичники и семенники

 

5. Главной мишенью в клетке при действии на неё ионизирующей радиации является:

1) цитоплазматическая мембрана

2) ДНК

3) саркоплазматический ретикулум

4) рибосомы

5) митохондрии

 

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
2, 3 1, 2, 4 2, 4 1, 3, 5

 

4) Решить ситуационные задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...